Скидки и бонусы оптовым покупателям

Как избежать обвинений в их незаконности и предотвратить налоговые неприятности

Действующее гражданское законодательство не содержит такого понятия, как «скидка», или иного, аналогичного ему. При этом обычно под скидкой понимают уменьшение продавцом ранее заявленной в договоре цены.

Также в обороте используется понятие «бонус», то есть предоставление какого-либо имущества безвозмездно при выполнении покупателем определенных условий. За внешней простотой скрывается целый ряд правовых проблем. Рассматривать ли скидку как прощение долга, дарение, изменение условия договора о цене или вообще - способ ее определения? Четкие ответы в законодательстве отсутствуют. В этой статье мы расскажем, как избежать сложностей, связанных с предоставлением скидок.

 

От квалификации скидки зависит ее законность

 

Вопрос о том, что такое скидка, с правовой точки зрения до сих пор открыт. По своей сути предоставление скидки очень схоже с прощением долга, которое было вызвано какими-то причинами (смена сезона, высокий объем продажи, длительные отношения с клиентом и т. д.). В договоре (приложении к нему) была указана одна цена, возникла причина и продавец «простил» какую-то часть суммы договора. Причем судебная практика знает случаи, когда прощение долга квалифицировалось как дарение.

 

Конечно, для компаний, которые продают товары или оказывают услуги физическим лицам, негативные правовые последствия при рассмотрении скидки сквозь призму прощения долга и дарения отсутствуют. Но совсем иная картина получается, когда скидку предоставляет одна коммерческая организация другой. Тут сразу возникают проблемы и с прощением долга, и с дарением, которое запрещено между коммерческими организациями и является ничтожным (ст. 415, 575 ГК РФ).

 

Из статьи 572 Гражданского кодекса следует, что если условием передачи товара является исполнение встречного обязательства - его оплата (хоть и по сниженной цене), то такая скидка по прямому смыслу закона дарением не является. Даже в том случае, когда при приобретении партии товара определенного объема продавец предоставляет безвозмездно другой товар (бонус). Условием предоставления бонуса является исполнение со стороны покупателя встречных обязательств (например, приобретение товара в течение определенного периода времени на сумму, превышающую такой-то предел и т. п.). Между тем принципиальная характеристика договора дарения в том, что он не предполагает каких-то ответных действий со стороны одаряемого. Имущество передается в дар без получения от него платы или иного встречного предоставления. В ситуации со скидками и бонусами о безвозмездности говорить не приходится. Наоборот, налицо и встречные действия, и предоставление.

 

Скидка - это изменение условия договора о цене

 

Позиция, при которой предоставление скидки рассматривается как изменение договорного условия о цене, представляется наиболее точной правовой конструкцией, в полной мере раскрывающей саму сущность скидки.

 

Определять цену можно не только в твердой сумме, но предусмотреть в договоре порядок ее определения или не указывать вовсе (ст. 485 ГК РФ). Получается, что если в договоре заранее прописано, что при выполнении покупателем тех или иных условий (например, в зависимости от объема приобретаемого товара) предоставляется скидка или бонус, то это является ничем иным как способом определения цены товара (работы, услуги). Это не противоречит действующему законодательству и принципу свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

 

Но разрешение вопроса о правовой идентификации скидки в соответствии с гражданским законодательством - это только часть проблемы. Вторая ее часть не менее важная и сложная - это квалификация предоставления скидки в налоговом законодательстве.

 

Однако эти аргументы в пользу налогоплательщика могут не принять налоговые инспекторы. Справедливости ради отметим, что в их пользу есть еще один довод. То есть установление определенной категории налогоплательщиков (в данном случае - продавца и покупателя) напрямую корреспондируется с названной нормой.

 

Техника безопасности предоставления скидок

 

При этом есть ряд правил, которые помогут объяснить свою правоту налоговым инспекторам и отстоять свои интересы в суде.

 

Во-первых, предоставление скидок может осуществляться как до реализации товара, так и в процессе (после) реализации. В первом случае скидка является способом определения цены товара и иначе трактоваться не может. Но необходимо прописать в договоре:

 

- условия ее предоставления (например, при приобретении покупателем партии товара свыше установленного минимума, при поставке товара на протяжении определенного периода времени и т. п.);

- размер (в процентах от суммы поставки, в виде фиксированной суммы в рублях);

- срок предоставления.

 

Во втором случае предоставление скидки оформляют в виде дополнительного соглашения к договору, которым будет изменено одно из условий договора - цена товара.

 

Во-вторых, предоставление премии (в денежном или натуральном выражении) за выполнение покупателем тех или иных условий договора можно оформить в виде смешанного договора. Одним предметом договора будет являться сама поставка товара. А другим - оказание услуг со стороны покупателя (например, реклама и продвижение товара продавца, реализуемого покупателем третьим лицам), за оказание которых продавец уплачивает покупателю вознаграждение. Кстати, таким способом активно пользуются крупные торговые сети, реализующие товар поставщиков. Здесь, правда, важно, чтобы со стороны покупателя не было злоупотреблений: услуга должна быть оказана в действительности. Ведь именно за это продавец предоставляет бонус (премию). Для подтверждения оказанных услуг со стороны покупателя необходимо оформить двусторонний акт оказанных услуг, подписанный обеими сторонами договора.

 

Таким образом, четкое очерчивание правовой конструкции, в рамках которой предоставляется скидка, позволит не попасть сторонам договора в ситуацию, при которой их действия могли бы рассматриваться как противоречащие законодательству. А также позволит отстоять свои интересы перед налоговыми инспекторами.